Эффекты социальной перцепции

Социальная перцепция

Существует такое понятие, как социальная перцепция, что в переводе с латинского (perceptio), означает «восприятие». Применительно к психологии общества рассматривается то, как человек видит ситуацию, какие делает выводы.

Оглавление:

И самое главное, отмечают психологи, каких поступков следует ожидать от того или иного индивидуума, принадлежавшего к определенной группе единомышленников.

Для социальной перцепции характерны следующие функции:

  • Самопознание;
  • Познание собеседника, партнера;
  • Налаживание контактов в коллективе в процессе совместной деятельности;
  • Установление позитивного микроклимата.

Социальная перцепция изучает манеры поведения между личностями с разными уровнями развития, но принадлежавшими к одному обществу, коллективу. Поведенческие реакции формируются на основе социальных стереотипов, знание которых объясняет модели коммуникации.

Существует два аспекта социальной перцепции в изучении процессов психологической совместимости. Это следующие вопросы:

  • Исследование социальных и психологических особенностей отдельного субъекта и объекта восприятия;
  • Анализ механизма межличностного общения.

С целью обеспечения познания и понимания другого человека, а также самого себя в процессе общения, существуют специальные механизмы социальной перцепции, позволяющие делать прогнозы в отношении поступков партнеров по общению.

Механизмы социальной перцепции

Инструменты, которыми пользуется социальная перцепция, обеспечивают налаживание коммуникации между личностями и заключаются в следующих понятиях:

Метод идентификации заключается в том, что психолог пытается поставить себя на место собеседника. Чтобы познать человека, необходимо усвоить его шкалу ценностей, нормы поведения, привычки и вкусовые пристрастия. Согласно этому методу социальной перцепции, человек ведёт себя таким образом, каким, по его мнению, мог бы повести себя собеседник.

Эмпатия – сопереживание другому лицу. Копирование эмоционального настроя собеседника. Только отыскав эмоциональный отклик, можно составить правильное представление о том, что творится на душе у собеседника.

Аттракция (привлечение) в понятии социальной перцепции рассматривается как специальная форма познания партнера при сформированном устойчивом чувстве к нему. Такое понимание может иметь форму дружбы или любви.

Рефлексия – осознание себя в глазах собеседника. При проведении беседы человек как бы видит себя со стороны партнера. Что о нем думает другой человек и какими качествами наделяет его. Познание себя в понятии социальной перцепции невозможно без открытости к другим людям.

Каузальная атрибуция от слов «кауза» – причина и «атрибут» – ярлык. Человека наделяют качествами, сообразно его поступкам. Социальная перцепция определяет следующие типы каузальной атрибуции:

  • Личностная – когда причина исходит от самого человека, совершившего тот или иной поступок;
  • Объектная – если причиной поступка послужил объект (субъект), на которого было направлено то или иное действие;
  • Обстоятельственная – условия, при которых был совершен тот или иной акт.

В процессе исследований, согласно социальной перцепции, было выявлены закономерности, которые влияют на формирование каузальной атрибуции. Как правило, человек приписывает успех только себе, а неудачу – окружающим, либо обстоятельствам, которые сложились, увы, не в его пользу. При определении тяжести действия, направленного против человека, потерпевший игнорирует объектную и обстоятельную каузальную атрибуцию, принимая во внимание только личностную составляющую. Немаловажную роль при восприятии играет установка человека, либо сведения, относительно воспринимаемого субъекта. Это было доказано экспериментом Бодалева, который показывал фотографию одного и того же человека двум разным социальным группам. Одни сказали, что перед ними отъявленный преступник, другие определили его как величайшего ученого.

Социальный стереотип – это восприятие какого-либо собеседника, основанное на базе личного жизненного опыта. Если человек принадлежит к какой-либо социальной группе, его воспринимают как часть некоего сообщества, со всеми его качествами. Клерка воспринимают иначе, чем сантехника. Социальная перцепция разделяет следующие виды стереотипов:

При общении людей из разных социальных групп могут возникнуть противоречия, которые сглаживаются при решении общих задач.

Эффекты социальной перцепции

На основе стереотипов формируется межличностное восприятие, в котором определяют следующие эффекты:

Эффект первичности в социальной перцепции проявляется при первом знакомстве. Оценка человека основывается на информации, полученной ранее.

Эффект новизны начинает действовать в том случае, когда появляется совершенно новая информация, которая считается самой важной.

Эффект ореола проявляется в преувеличении положительных или, наоборот, отрицательных качеств партнера. При этом не учитываются никакие иные аргументы и способности. Одним словом, «мастер, он во всём мастер».

Педагогическая социальная перцепция

Восприятие учителя воспитанниками определяется взаимоотношениями в рамках образовательного процесса. Каждому педагогу важно то мнение, которое формирует его личность в глазах учащихся. Так педагогическая социальная перцепция определяет статус учителя, образ его жизни. Все это влияет на создание авторитета, либо отсутствие его, что неизбежно сказывается на качестве образования.

Способность найти общий язык с изначально социально неравными людьми, не теряя при этом чувства разумной дистанции, свидетельствует о педагогическом таланте учителя.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Раньше считалось, что зевота обогащает организм кислородом. Однако это мнение было опровергнуто. Ученые доказали, что зевая, человек охлаждает мозг и улучшает его работоспособность.

Для того чтобы сказать даже самые короткие и простые слова, мы задействуем 72 мышцы.

Если улыбаться всего два раза в день – можно понизить кровяное давление и снизить риск возникновения инфарктов и инсультов.

Ученые из Оксфордского университета провели ряд исследований, в ходе которых пришли к выводу, что вегетарианство может быть вредно для человеческого мозга, так как приводит к снижению его массы. Поэтому ученые рекомендуют не исключать полностью из своего рациона рыбу и мясо.

На лекарства от аллергии только в США тратится более 500 млн долларов в год. Вы все еще верите в то, что способ окончательно победить аллергию будет найден?

Кровь человека «бегает» по сосудам под огромным давлением и при нарушении их целостности способна выстрелить на расстояние до 10 метров.

У 5% пациентов антидепрессант Кломипрамин вызывает оргазм.

В Великобритании есть закон, согласно которому хирург может отказаться делать пациенту операцию, если он курит или имеет избыточный вес. Человек должен отказаться от вредных привычек, и тогда, возможно, ему не потребуется оперативное вмешательство.

Упав с осла, вы с большей вероятностью свернете себе шею, чем упав с лошади. Только не пытайтесь опровергнуть это утверждение.

Печень – это самый тяжелый орган в нашем теле. Ее средний вес составляет 1,5 кг.

Наши почки способны очистить за одну минуту три литра крови.

По статистике, по понедельникам риск получения травм спины увеличивается на 25%, а риск сердечного приступа – на 33%. Будьте осторожны.

Многие наркотики изначально продвигались на рынке, как лекарства. Героин, например, изначально был выведен на рынок как лекарство от детского кашля. А кокаин рекомендовался врачами в качестве анестезии и как средство повышающее выносливость.

Стоматологи появились относительно недавно. Еще в 19 веке вырывать больные зубы входило в обязанности обычного парикмахера.

Желудок человека неплохо справляется с посторонними предметами и без врачебного вмешательства. Известно, что желудочный сок способен растворять даже монеты.

Этот вопрос беспокоит многих мужчин: ведь по статистике в экономически развитых странах хроническое воспаление предстательной железы встречается у 80–90% мужчин.

Источник: http://www.neboleem.net/psihologija-otnoshenij/7829-socialnaja-percepcija.php

Эффекты социальной перцепции

При общении возникают эффекты социальной перцепции как результат приписывания или распространение оценочного впечатления на восприятие действий, поступков, личностных черт другого человека при дефиците времени и источников информации.

Эффект ореола. Характеризуется тенденцией преувеличивать свойства личности собеседника, переносить благоприятное (неблагоприятное) впечатление об одной качество индивида на все остальные.

Эффект ореола проявляется в том, что общее положительное впечатление о человеке приводит положительные оценки и не представленных качеств. Бывает и наоборот: общее неприятное впечатление порождает негативные оценки. Положительная переоценка поведения и черт другого человека обусловлена положительной предвзятостью. По ней принимают название «позитивный ореол», негативная отрицательной предвзятостью, когда обнаружены в дальнейшем положительные качества не принимаются во внимание, недооцениваются (отрицательный ореол).

Познавая другого человека, происходит эмоциональное оценки ее, попытки понять поступки, спрогнозировать его поведение и смоделировать собственную. Это достигается благодаря использованию механизмов идентификации, эмпатии, эгоцентризма, рефлексии, стереотипизации, каузальной атрибуции, эффектов социальной перцепции и др.

Идентификация. Элементарнейшим способом понимания другого человека является уподобление себя с ней, что играет важную роль в общении и взаимодействии.

Характеризуется отождествлением (уподобление) себя с другим индивидом или группой, основой которого является эмоциональная связь; приобретение, усвоение ценностей, ролей, моральных качеств другого человека, особенно родителей; копирования субъектом мыслей, чувств, действий другого человека, который является моделью.

Идентификация является способом понимания другого человека через осознанное или неосознанное отождествление ее с собой, попытка понять его состояние, настроение, самооценку, отношение к миру, представив себя на ее месте. Она может быть полной (отождествление себя с другим человеком вообще) или частичной (уподобление по одному признаку).

Результатом идентификации является интроекция — выделение и отождествление себя с личностью или группой, перенос, заимствования, «впитывания» в себя определенные черты объекта и проекция — приписывание другому своих мыслей и чувств.

Эмпатия. Этот механизм, реализуясь как эмоциональный отклик на проблемы другого, тесно связан с идентификацией. Эмпатия является основным навыком, которая приобретается в процессе социализации и предполагает способность принимать социальные роли и установки других, представлять себя в социальной позиции другого и предвидеть его реакции.

Эмпатия (сопереживание, сочувствие) попытки понять эмоциональное состояние другого человека; психические процессы, позволяющий понять переживания другого человека (механизм познания); действие индивида, помогает ему по-особенному выстроить общение (особый вид внимания к другому человеку) способность, свойство, способность проникать в психическое состояние другого человека (характеристика человека, то есть эмпатийность).

Склонность к эмпатии возрастает при приобретении жизненного опыта, а также среди похожих друг на друга людей. Уровень эмпатии зависит от способности индивида представить, как одно событие восприниматься разными людьми, признание права на существование различных точек зрения. Склонна к эмпатии человек терпимый к выражению эмоций другими людьми; глубоко вникает в субъективный внутренний мир собеседника, не раскрывая при этом собственного настроения и мира; готова адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека для лучшего понимания того, что с ней происходит.

Проявлениями эмпатии является спивпереживання- переживания индивидом тех же эмоциональных состояний, чувств, которые испытывает другой, и сочувствие — эмоциональное восприятие проблем другого безотносительно к собственному состоянию и действий.

Эгоцентризм. Явлением эгоцентризма усложняется процесс межличностного познания людьми друг друга. Он заключается в неспособности увидеть и понять познавательную позицию другого человека, неумении оценить факты, события, явления с ее точки зрения.

Эгоцентризм — сосредоточенность индивида только на собственных интересах и переживаниях, что приводит к его неспособности понять другого человека как субъекта взаимодействия и самодостаточную личность. Чаще всего эгоцентризм проявляется в раннем детстве. В процессе развития и обучения личности сила проявления его постепенно уменьшается.

Эгоцентричность как закономерный этап становления является нормальным личностным развитием. Отклонением от нормы является застро-нения личности на этом этапе, отсутствие сил и стремление преодолеть его. Жесткая ориентация на себя не способствует развитию личности. Поэтому эгоцентрики живут своими представлениями о добре, справедливости, любовь.

Рефлексия. Механизм социальной перцепции, который реализуется как внутреннее представление человека о мнении тех, кем она контактирует.

Рефлексия (обращение назад, самопознание) — видение индивидом того, как его воспринимают и оценивают другие индивиды или общности; вид познания, в процессе которого субъект становится объектом своего наблюдения; размышления, анализ собственного психического состояния.

Рефлексия означает познание другого через выяснение мнений о субъекте, познания субъектом себя через выяснение мнений других людей о нем. Чем шире круг общения, чем больше разных представлений о том, как человек воспринимается другими, тем больше он знает о себе и людей, которые ее окружают. Рефлексия свидетельствует переход от полного включения самосознания в деятельность к формированию нового отношения субъекта не только к деятельности, но и к себе в этой деятельности.

Этот вид социальной перцепции предполагает не только знание субъекта о себе и своей деятельности, но и представление о том, как он и его деятельность воспринимаются другими. Как новообразования психики, она появляется на определенном этапе онтогенетического развития. Созревание механизмов рефлексии стимулирует самоанализ, формирование воли, становления личностной зрелости.

Стереотипизация — формирование впечатления о человеке на основе выработанных стереотипов приписывание знакомых черт с целью ускорения или облегчения межличностного общения.

Оценочные стереотипы представляют собой совокупность качеств, которые человек приписывает другому человеку. Формирование устойчивых образов социального объекта (человека, группы, события, явления и т.д.) происходит незаметно для индивида. Возможно, в связи с недостаточной

ной осознанностью стереотипы утверждаются как устойчивые образцы, властвующих над людьми. Формируются они как следствие недостаточной осведомленности, результат обобщения личностью собственного опыта, дополненного сведениями, полученными из книг, кинофильмов, высказываниями других людей. Стереотип помогает быстро и достаточно надежно упрощать, оформлять в определенные категории и эталоны социальное окружение человека, легче его понимать и прогнозировать. Когнитивной основой стереотипизации есть такие операции, как селекция, ограничение, категоризация социальной информации. Мотивационную основу этого механизма составляют процессы оценочной поляризации в пользу своей группы, внушают индивиду чувство принадлежности и защищенности.

Обычно они формируются с недостаточной осведомленности об объекте восприятия, стереотипы могут выполнять консервативную, иногда реакционную роль, формируя неправильные представления о людях, деформируя процесс межличностного понимания и взаимодействия. Во время познания людьми друг друга Стереотипизация чревата упрощения и сокращения этого процесса. В таком случае стереотипы не обязательно выполняют оценочную роль. Стереотипизация порождает предубеждение в восприятии другого человека. Если суждение о другом человеке выстраивается на основе предыдущего негативного опыта, то новое восприятие представителя той же группы будет также неприязненным.

Стереотипы формируются обыденным сознанием, поэтому они часто бывают не только сомнительными, но и ошибочными. Проверить истинность или ложность стереотипа можно лишь в процессе анализа конкретной ситуации.

Каузальная атрибуция. Изучение каузальной атрибуции помогает познанию механизмов взаимопонимания, процессов интерпретации субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Каузальная (причинная) атрибуция (приписывание) — интерпретация необходимой субъекту информации путем приписывания партнеру по взаимодействию возможных чувств, причин и мотивов поведения.

Иногда, не зная, зная недостаточно истинные причины поведения другого индивида, начинаем приписывать друг другу несвойственные им причины, образцы поведения, общие характеристики. Это явление называется фундаментальной ошибкой атрибуции.

Способы коррекции ошибок сприйнятгя других людей с опорой на стандарты

Больше внимания уделяйте невербальном поведении партнера мимике, позе, жестам, интонации, направления взгляда, походке, осанке.

Обращайте внимание на ошибочные действия партнера (оговорки, забывания, замалчивание, ошибки слуха и др.), За которые могут прятаться подавлены или чувства, которые сдерживаются.

Отмечайте для себя, как у человека выражаются две основные социальные нужды — в эмоциональной поддержке и в признании. Это ключ к пониманию того, как человек ведет себя с другими своими мотивами.

Следите, в какую сторону партнер отклоняется от темы вашего разговора. Отклонение от темы — признак сокрытия чувств к собеседнику.

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните понятие социальной перцепции в в психологическом смысле.

2. Опишите поэтапно механизм социальной перцепции.

3. Можно ли считать визуальную психодиагностику наукой? Если да, то какие направления лежали в основе становления ее как науки?

Опишите конституционную типологию личности по Кречмером.

Источник: http://studbooks.net/3837/psihologiya/effekty_sotsialnoy_pertseptsii

Механизмы и эффекты социальной перцепции

Лекция 4. Общение как познание людьми друг друга

1.Особенности социальной перцепции

2. Механизмы и эффекты социальной перцепции

3. Закономерности привлекательности при первом впечатлении

1. Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. В целом в ходе социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого; попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения.

Выделяют 4 основных функции социальной перцепции:

— познание партнера по общению;

— организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

— установление эмоциональных отношений.

Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном Я. Осознание себя через другого имеет 2 стороны: идентификацию и рефлексию.

В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные и профессиональные различия. Огромное влияние оказывает профессия наблюдателя.

Наиболее существенными свойствами наблюдаемого являются: мимика, экспрессия, т.е. способы выражения чувств, жесты и позы, походка, внешний вид, особенности голоса и речи.

К механизмам межличностной перцепции относят механизмы: 1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция), 2) познание самого себя (рефлексия), 3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация — уподобление себя другому и на основе этого предположение о мыслях, мотивах, чувствах или внутреннем состоянии другого человека.

Эмпатия– это постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека.

Процесс эмпатии является в основном интеллектуальным и эмоциональным по своему содержанию. Эмпатия рассматривается как системное образование, которое включает следующие стороны: понимание эмоционального состояния другого человека (когнитивный уровень); сопереживание или сочувствие объекту эмпатии (аффективный уровень), активное помогающее субъекта (поведенческий уровень).

Следует отличать от сочувствия и сопереживания.

Сопереживание – переживание чувств другого человека путем отождествления с ним. Сочувствие – переживание своих чувств и состояний по поводу чувств другого.

Аттракция (дословно – привлечение) – форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Ее можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Рефлексия –механизм восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению.

Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Казуальная атрибуция как механизм настолько важен и так часто работает, что на основе его формируются и другие механизмы, поэтому казуальную атрибуцию часто называют явлением, в том случае, если это явление лежит в основе других механизмов.

Казуальная атрибуция – причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения.

Итак, механизмы и эффекты, основанные на явлении казуальной атрибуции:

1) Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Здесь стереотип – сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом.

2)Имплицитная теория личности – представления человека о том, как в людях связаны черты характера, внешний облик и поведение. Складывается в сугубо индивидуальном опыте. Эта теория формирует установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности.

3) Эффект ореола. Человека начинают считать выдающимся во всех отношениях после первой удачи или, наоборот, ущербным во всех отношениях после неудачи.

4) Эффект первичности. Суть: первое впечатление о человеке, первая личностная информация о нем, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Это впечатление (“+” или “-”) становится своеобразным фильтром, пропускающим в сознание только ту информацию, которая согласуется с первым впечатлением. Особенно на первых порах межличностного общения. В дальнейшем этот эффект может вызвать у человека когнитивный диссонанс.

Когнитивный диссонанс – несоответствие новой информации сложившемуся опыту и взглядам человека, порождающее у него эмоциональную напряженность, стремление найти выход из возникшего состояния.

5) Эффект новизны (порядка) – противоположный 4-му. Касается последнего впечатления о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, способна сильнее влиять на последующее восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая (но не самого первого!).

Над последней информацией человек может поразмышлять, подумать.

6) Эффект проекции. Приятному для нас человеку мы приписываем свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки, т.е. наиболее четко выявляем у других те черты, которые ярко представлены в нас самих.

7) Эффект средней ошибки. Тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои излюбленные схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения. Так, например, люди с личностной атрибуции в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку. В случае пристрастия к обстоятельной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника. При стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом себе.

Кроме этих схем выявлены некоторые закономерности процесса каузальной атрибуции. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различной в зависимости от того, был ли он участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельной и стимульной атрибуции к личностной, т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

Источник: http://studopedia.ru/3_30100_mehanizmi-i-effekti-sotsialnoy-pertseptsii.html

Перцепция – суть субъективизма в познании мира

Функция психики, позволяющая познавать мир и вырабатывающая его индивидуальное восприятие, это перцепция – суть субъективизма в познании мира.

Надо отметить ключевую роль функции мировосприятия, в результате которой поступающие через органы чувств сигналы воспринимаются ими и трансформируются, в итоге преобразуется в формируемый психикой неделимый образ.

Социальная перцепция

Лишь взаимопонимание между участниками процесса может способствовать пробуждению и последующему развитию в его рамках коммуникативного между ними взаимодействия. Способность понимать и отражать ощущения и свойства друг друга и окружающих, а через них – собственную личность, в значительной степени влияет на процесс взаимного общения, на складывающиеся отношения, а также на способы реализации совместных проектов. Следовательно, общение должно выражаться во взаимном постижении его субъектов друг другом. Подобную составляющую и принято называть перцептивным аспектом общения.

Одним из наиболее важных феноменов социальной психологии выступает социальная перцепция. В психологии перцепция – это зарождающееся в процессе связанных манипуляций индивидуумов действие, подразумевающее объединенное восприятие и оценку этими индивидами существующих социальных объектов.

Под понятием перцепции объединяются:

  • персональный процесс мировосприятия отслеживаемых манипуляций;
  • интерпретация осознаваемых причин действий и предвидимые результаты;
  • формирование стратегии личностных поступков;
  • ємоциональное оценивание.

Межличностную перцепцию предваряет подчиненность эмоциональным реакциям, персональным воззрениям и ориентациям, пристрастиям и личной предубежденности. Суть межличностных отношений существенно отличается от сути отношений общественных. Межличностные всегда имеют эмоциональную окраску, именно поэтому их следует рассматривать как базис психологического комфорта в коллективе.

Известными и выделяемыми механизмами социальной перцепции являются: эмпатия, идентификация и аттракция. В определенном смысле перцепция подпадает под понятие интерпретирования, при этом трактовки обособленного лица или совокупности лиц всегда обнаруживают зависимость от полученного ранее опыта персоны воспринимающей, от ее системы ценностей, а также от рефлексии (реакции) объекта оценки (созерцания) в рассматриваемый момент времени.

Различают определяющие функции перцепции: постижение самого себя, партнера по общению, постановка деятельности в коллективе с ориентацией на необходимые эмоциональные установки. Выделение функций перцепции необходимо для осознания сути восприятия, ведь в ходе коммуникаций требуется взаимопонимание для качественного восприятия обмениваемой информации.

Взаимопонимание лежит в основе социального восприятия, в связи с этим различаются несколько его уровней. На первом – совпадают индивидуальные смыслы и социальные значения, в качестве примера – взаимодействие на уровне профессиональном.

На втором – совпадают не только смысловые системы, однако наступает еще и удовлетворенность общающихся субъектов возникающими у них при общении эмоциями.

Наконец на третьем – индивиды столь направленно доверяют один другому, что способствует их взаимной максимальной открытости. В данном случае перестают существовать какие-либо секреты, затрагивающие интересы партнера.

Социальная перцепция – механизмы

Вступающие в коммуникации индивидуумы воспринимают партнера по общению как личность, при этом также осознавая себя личностью. Если говорить об общении, как о перцепции, то в этом случае предполагается существование межличностной оценки с восприятием.

Ниже отдельно обозначим ключевые механизмы социальной перцепции, определяющие понимание и взаимное оценивание друг друга партнерами по коммуникативному общению.

Каузальная атрибуция (КА) – под ней понимается присутствие подразумеваемых причин действий партнера, в итоге индивид может приписывать ему разнообразные причины поведения, исходя из собственного опыта. КА основана на принципе аналогий и находится в зависимости от личностных самоощущений оценивающего действия партнера индивида.

Идентификация – речь в данном случае идет о сопоставлении себя с партнером по коммуникациям. В процессе идентификации становятся понятными ценности партнера, его жизненные и иные ориентиры, привычки и желания.

Общение – охватывает вопросы, связанные с пониманием партнера одним другого, в частности, особенности взаимно понятных «шифровок».

Эмпатия – в данном случае речь идет об эмоциональном сопереживании, когда используя систему сигналов, партнеры учатся правильно интерпретировать внутреннее состояние друг друга.

Аттракция – выражается как некая особая форма постижения объекта коммуникации с выработкой в его направлении стойких позитивных чувств. То есть в данном случае речь идет о привязанности, приятельских или даже более глубоко-интимных отношений.

Наконец, социальная рефлексия – в данном случае подразумевается осознание личностью собственных персональных качеств и их проявлений вовне, как они воспринимаются обществом.

Все механизмы, о которых говорили выше, оказывают управляющее воздействие на перцепцию межличностную.

Эффекты социальной перцепции

Среди эффектов социальной перцепции наблюдается ряд характерных признаков, затрудняющих природное восприятие взаимодействующих партнеров одного другим. Выделяется пять подобных эффектов.

Межличностная перцепция опирается на взаимную оценку участников коммуникации, однако в процессе притирки между партнерами формируется прекращение возникновения отклонений в их взаимных оценочных суждениях. Эффект этот называется эффектом ореола. Иными словами, что бы ни делал один из участников партнерства, второй не изменит о нем сложившихся на определенный момент суждение вне зависимости от накопляемого нового опыта общения.

Эффект социальной перцепции вполне наблюдаем в случае, когда об индивиде складывается некое первое впечатление. При благоприятном первичном ощущении партнера оно переносится чаще всего и на дальнейшее позитивное общение и оценивание. При первом неприятном впечатлении оно тянется и в будущее, провоцируя появление и накопление дальнейших неблагоприятных оценок.

С этим социальным эффектом взаимосвязаны еще два эффекта, такие как новизна (свежесть) и первичность. Когда сталкиваемся с восприятием какого-то незнакомого нам индивидуума, доминирует эффект первичности. Ему противоположным считается эффект свежести, который состоит в том, что информация, которая получена в заключении контакта, оказывается самой значимой. А вот эффект новизны имеет место в случае восприятия индивида, который был знаком ранее.

Отдельно выделяется эффект проекции, при его проявлении наблюдается трансляция собственных положительных качеств на объект общения и их ему приписывание, если собеседник неприятен, то он наделяется собственными отрицательными качествами.

Имеется еще один важный эффект – эффект средней ошибки, который проявляется в стремлении оценивать партнера со смягчением его реальных и заметно доминирующих черт к некоторому среднему.

Все упомянутые эффекты необходимо распознавать в контексте процесса, который сопровождает восприятие человека человеком и который носит название стереотипизации.

Как итог всего выше сказанного. Перцепция – это отражение, как вещей, так и реальных обстоятельств в период оказываемого с их стороны воздействия на человеческие органы чувств. Немаловажную роль при этом играет возраст индивида, который воспринимает ту или иную информацию.

Источник: http://psytheater.com/percepciya-sut-subektivizma-v-poznanii-mira.html

Механизмы и эффекты социальной перцепции

К механизмам межличностной перцепции относят механизмы: 1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция), 2) познание самого себя (рефлексия), 3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация — уподобление себя другому и на основе этого предположение о мыслях, мотивах, чувствах или внутреннем состоянии другого человека.

Эмпатия– это постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека.

Процесс эмпатии является в основном интеллектуальным и эмоциональным по своему содержанию. Эмпатия рассматривается как системное образование, которое включает следующие стороны: понимание эмоционального состояния другого человека (когнитивный уровень); сопереживание или сочувствие объекту эмпатии (аффективный уровень), активное помогающее субъекта (поведенческий уровень).

Следует отличать от сочувствия и сопереживания.

Сопереживание – переживание чувств другого человека путем отождествления с ним. Сочувствие – переживание своих чувств и состояний по поводу чувств другого.

Аттракция (дословно – привлечение) – форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Ее можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Рефлексия –механизм восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению.

Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Казуальная атрибуция как механизм настолько важен и так часто работает, что на основе его формируются и другие механизмы, поэтому казуальную атрибуцию часто называют явлением, в том случае, если это явление лежит в основе других механизмов.

Казуальная атрибуция – причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения.

Итак, механизмы и эффекты, основанные на явлении казуальной атрибуции:

1) Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Здесь стереотип – сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом.

2)Имплицитная теория личности – представления человека о том, как в людях связаны черты характера, внешний облик и поведение. Складывается в сугубо индивидуальном опыте. Эта теория формирует установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности.

3) Эффект ореола. Человека начинают считать выдающимся во всех отношениях после первой удачи или, наоборот, ущербным во всех отношениях после неудачи.

4) Эффект первичности. Суть: первое впечатление о человеке, первая личностная информация о нем, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Это впечатление (“+” или “-”) становится своеобразным фильтром, пропускающим в сознание только ту информацию, которая согласуется с первым впечатлением. Особенно на первых порах межличностного общения. В дальнейшем этот эффект может вызвать у человека когнитивный диссонанс.

Когнитивный диссонанс – несоответствие новой информации сложившемуся опыту и взглядам человека, порождающее у него эмоциональную напряженность, стремление найти выход из возникшего состояния.

5) Эффект новизны (порядка) – противоположный 4-му. Касается последнего впечатления о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, способна сильнее влиять на последующее восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая (но не самого первого!).

Над последней информацией человек может поразмышлять, подумать.

6) Эффект проекции. Приятному для нас человеку мы приписываем свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки, т.е. наиболее четко выявляем у других те черты, которые ярко представлены в нас самих.

7) Эффект средней ошибки. Тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои излюбленные схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения. Так, например, люди с личностной атрибуции в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку. В случае пристрастия к обстоятельной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника. При стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом себе.

Кроме этих схем выявлены некоторые закономерности процесса каузальной атрибуции. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различной в зависимости от того, был ли он участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельной и стимульной атрибуции к личностной, т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

Источник: http://lektsii.org/.html

Эффекты социальной перцепции

12.2. Закономерности и эффекты социальной перцепции

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого «нового взгляда» на восприятие. Сейчас под социальной перцепцией понимают процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. В качестве субъекта социальной перцепции может выступать не только отдельный индивид, но и группа.

Особую важность в жизни человека представляет межличностная перцепция, или межличностное восприятие, так как именно этот процесс непосредственно включен в общение.

На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения – во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид, во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. Значимое влияние на процесс межличностного восприятия оказывают установки и прошлый опыт субъекта восприятия. В повседневном общении люди, не зная действительных причин поведения другого человека или зная их недостаточно, в условиях дефицита информации начинают приписывать другому как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с другим образцом, имеющимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Таким образом, возникает целая система способов такого приписывания, которая в социальной психологии получила название каузальная атрибуция.

Важную роль в процессе восприятия человека человеком играют установки, которые приводят к возникновению различных социально-психологических эффектов. Наиболее полно исследованы три таких эффекта: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект стереотипизации.

Сущность «эффекта ореола» заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, «категоризируется» определенным образом, а именно накладывается на тот образ который уже был создан заранее. Этот ранее существовавший образ выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке и заключается в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях было установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Хорошо известны эксперименты А.А. Бодалева, в которых двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Первой группе было сообщено, что человек на фотографии является закоренелым преступником, а второй – что он крупный ученый. После этого студентам было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. При этом в разных группах одни и те же черты внешности получили противоположную интерпретации. В первом случае глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – о решимости «идти до конца» в преступлении, и т. д. Соответственно во второй группе те же «глубоко посаженные глаза» говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок – о силе воли в преодолении трудностей на пути познания, и т. д.

Эффекты первичности и новизны касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладающее влияние имеет та информация, которая предъявляется сначала. Люди говорят: «Первое впечатление самое верное». Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

В широком плане перечисленные эффекты можно рассматривать как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, – явления стереотипизации. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением или человеком. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта. Очень часто он складывается относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. В этом случае ярко выраженные профессиональные черты, наблюдавшиеся у встреченных в прошлом представителей определенной профессии, рассматриваются как черты, присущие всякому представителю данной профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры педанты» и т. д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может иметь два различных следствия. С одной стороны, она ведет к определенному упрощению процесса познания другого человека. При этом стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не всегда происходит «сдвиг» в сторону его эмоционального приятия или неприятия. Возможен просто упрощенный подход, который хотя и не способствует точности построения образа другого, но тем не менее в каком-то смысле необходим, т. к. помогает сокращать процесс познания. С другой стороны, стереотипизация способствует возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта и этот опыт был негативным, то всякое новое восприятие представителя той же группы часто окрашивается неприязнью. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Особый круг проблем межличностной перцепции возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии и даже любви к нему. В связи с этим огромное значение для эффективного общения людей друг с другом имеет аттракция. Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и результат этого процесса. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки (аттитюда) на другого человека, характеризующийся преобладанием эмоционального компонента, оцениванием другого преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.

Источник: http://www.e-reading.club/chapter.php/97640/86/Makarova_-_Psihologiya__konspekt_lekciii.html

5.3. Эффекты социальной перцепции

При общении возникают эффекты социальной перцепции как результат приписывание или распространение оценочного впечатление на восприятие действий, поступков, личностных черт другого человека за дефицита времени и источников информации.

Эффект ореола. Характеризуется тенденцией преувеличивать свойства личности собеседника, переносить благоприятное (неблагоприятное) впечатление об одной качество индивида на все другие.

Эффект ореола проявляется в том, что общее положительное впечатление о человеке вызывает положительные оценки и не представленных качеств. Бывает и наоборот: общее неприятное впечатление порождает негативные оценки. Положительная переоценка поведения и рис другого человека обусловлена положительной предвзятостью. Относительно нее употребляют название «позитивный ореол», негативная негативной предвзятостью, когда выявленные в дальнейшем положительные качества не берутся во внимание, недооцениваются (негативный ореол).

Познавая другого человека, происходит эмоциональное оценивание ее, попытка понять поступки, спрогнозировать его поведение и смоделировать собственную. Это достигается благодаря использованию механизмов идентификации, эмпатии, эгоцентризма, рефлексии, стереотипизации, каузальної атрибуции, эффектов социальной перцепции и др.

Идентификация. Самым элементарным способом понимания другого человека является уподобление себя с ней, что играет важную роль в общении и взаимодействии.

Характеризуется отождествлением (уподібненням) себя с другим индивидом или группой, основой которого является эмоциональная связь; приобретение, усвоение ценностей, ролей, моральных качеств другого человека, особенно родителей; копирование субъектом мыслей, чувств, действий другого человека, которая является моделью.

Идентификация является способом понимания другого человека через осознанное или неосознанное отождествление ее с собой, попытка понять ее состояние, настроение, самооценку, отношение к миру, представив себя на ее месте. Она может быть полной (отождествление себя с другим человеком в целом) или частичной (уподобление по одному признаку).

Результатом идентификации является интроекция — выделение и отождествление себя с личностью или группой, перенос, заимствования, «уборка» в себя определенных черт объекта и проекция — приписывание другому своих мыслей и чувств.

Эмпатия. Этот механизм, реализуясь как эмоциональный отклик на проблемы другого, тесно связан с идентификацией. Эмпатия является основным навыком, которая приобретается в процессе социализации и предполагает способность принимать социальные роли и установки других, представлять себя в социальной позиции другого и предвидеть его реакции.

Эмпатия (сопереживание, сочувствие) попытка объять эмоциональное состояние другого человека; психические процессы, который дает возможность понять переживания другого человека (механизм познания); действие индивида, что помогает ему по-особому выстроить общение (особый вид внимание к другому человеку); способность, свойство, способность проникать в психическое состояние другого человека (характеристика человека, то есть емпатійність).

Склонность к эмпатии возрастает при приобретении жизненного опыта, а также среди схожих между собой людей. Уровень эмпатии зависит от способности индивида представить, как одно событие будет восприниматься разными людьми, признание права на существование различных точек зрения. Склонна к эмпатии человек терпимый к выражению эмоций другими людьми; глубоко вникает в субъективный внутренний мир собеседника, не раскрывая при этом собственного настроения и мира; готова адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека ради лучшего понимания того, что с ней происходит.

Проявлениями эмпатии является сопереживание — переживание индивидом тех самых эмоциональных состояний, чувств, которые испытывает другой, и сочувствие — эмоциональное восприятие проблем другого безотносительно собственного состояния и действий.

Эгоцентризм. Явлением эгоцентризма усложняется процесс межличностного познания людьми друг друга. Он заключается в неспособности увидеть и понять познавательную позицию другого человека, неумении оценить факты, события, явления с ее точки зрения.

Эгоцентризм — сосредоточенность индивида только на собственных интересах и переживаниях, что влечет его неспособность понять другого человека как субъекта взаимодействия и самодостаточную личность. Чаще всего эгоцентризм проявляется в раннем детстве. В процессе развития и обучения личности сила проявления его постепенно уменьшается.

Эгоцентричность как закономерный этап становления является нормальным личностным развитием. Отклонением от нормы являются застря-гання личности на этом этапе, отсутствие сил и стремление преодолеть его. Жесткая ориентация на себя не способствует развитию личности. Поэтому эгоцентрики живут своими представлениями о добре, справедливость, любовь.

Рефлексия. Механизм социальной перцепции, который реализуется как внутреннее представление человека о мнении тех, кем он контактирует.

Рефлексия (обращение вспять, самопознания) — видение индивидом того, как его воспринимают и оценивают другие индивиды или общности; вид познания, в процессе которого субъект становится об ‘объектом своего наблюдения; размышления, анализ собственного психического состояния.

Рефлексия означает познание другого через выяснения мнений о субъекте, субъектом познания себя через выяснения мнений других людей о нем. Чем шире круг общения, чем больше разных представлений о том, как человек воспринимается другими, тем больше она знает о себе и окружающих ее людей. Рефлексия удостоверяет переход от полного включения самосознания в деятельность до формирования нового отношения субъекта не только к деятельности, но и к себе в этой деятельности.

Этот вид социальной перцепции предполагает не только знание субъекта о себе и своей деятельности, но и представление о том, как он и его деятельность воспринимаются другими. Как новообразования психики, она появляется на определенном этапе онтогенетического развития. Созревание механизмов рефлексии стимулирует самоанализ, формирование воли, становления личностной зрелости.

Стереотипізація- формирование впечатление о человеке на основе выработанных стереотипов; приписывание знакомых черт с целью ускорения или облегчения межличностного общения.

Оценочные стереотипы представляют собой совокупность качеств, которые человек приписывает другому человеку. Формирование устойчивых образов социального объекта (человека, группы, события, явления и т.п.) происходит незаметно для индивида. Возможно, в связи с недостаточной осознанностью стереотипы утверждаются как устойчивые эталоны, властвуя над людьми. Формируются они как следствие недостаточной информированности, результат обобщения личностью собственного опыта, дополненного сведениями, полученными из книг, кинофильмов, высказываниями других людей. Стереотип помогает быстро и достаточно надежно упрощать, оформлять в определенные категории и эталоны социальное окружение человека, легче его понимать и прогнозировать. Когнитивной основой стереотипизации есть такие операции, как селекция, ограничения, категоризация социальной информации. Мотивационную основу этого механизма составляют процессы оценочной поляризации на пользу своей группы, что внушают индивиду чувство принадлежности и защищенности.

Обычно они формируются с недостаточной осведомленности об объекте восприятия, стереотипы могут выполнять консервативную, иногда реакционную роль, формируя неправильные представления о людях, деформируя процесс межличностного понимания и взаимодействия. Во время познания людьми друг друга стереотипізація способна повлечь упрощение и сокращение этого процесса. В таком случае стереотипы не обязательно выполняют оценочную роль. Стереотипізація порождает предубеждение в восприятии другого человека. Если суждение о другом человеке выстраивается на основе предыдущего негативного опыта, то новое восприятие представителя той самой группы будет также неприязненным.

Стереотипы формируются обыденным сознанием, поэтому они часто бывают не только сомнительными, но и ошибочными. Проверить истинность или ложность стереотипа можно только в процессе анализа конкретной ситуации.

Каузальна атрибуция. Изучение каузальної атрибуции помогает познанию механизмов взаимопонимания, процессов интерпретации субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Каузальна (причинная) атрибуция (приписывание) — интерпретация необходимой субъекту информации путем приписывания партнеру по взаимодействию возможных чувств, причин и мотивов поведения.

Мы иногда, не зная, зная недостаточно истинные причины поведения другого индивида, начинаем приписывать друг другу несвойственные им причины, образцы поведения, общие характеристики. Это явление называется фундаментальной ошибкой атрибуции.

Способы коррекции ошибок сприйнятгя других людей с опорой на эталоны

Больше внимания уделяйте невербальному поведению партнера мимике, позе, жестам, интонациям, направления взгляда, походке, осанке.

Обращайте внимание на ошибочные действия партнера (оговорки, забывание, замалчивание, ошибки слуха и др.), за какие могут скрываться подавлены или чувства, которые сдерживаются.

Отмечайте для себя, как у человека выражаются две основные социальные нужды — в эмоциональной поддержке и в признании. Это ключ к пониманию того, как человек ведет себя с другими своими мотивами.

Следите, в какую сторону партнер отклоняется от темы вашего разговора. Отклонение от темы — признак сокрытия чувств к собеседнику.

Источник: http://banauka.ru/3964.html