Является умеренной степенью умственной отсталости

Основные степени умственной отсталости по международной классификации

Умственной отсталостью, или олигофренией, называют недостаточное развитие интеллекта и связанных с ним возможностей по причине ограниченного физиологического или функционального развития головного мозга, вследствие чего пациент физически неспособен преодолеть порог своих умственных возможностей.

Оглавление:

Таким образом, интеллектуальные способности жестко ограничены биологическими возможностями.

В преобладающем количестве случаев болезни, олигофрения вызвана врожденными факторами, однако науке известны случаи приобретенной умственной отсталости вследствие глубоких травм черепа, сосудистых дисфункций или других экзогенных факторов, влияющих на деятельность головного мозга и когнитивные возможности человека.

Достаточно часто олигофрены рождаются вследствие кровосмешения или тяжелых инфекционных заболеваний матери на первых стадиях беременности.

Умственная отсталость не подвергается лечению в силу анатомических особенностей головного мозга, а средняя и тяжелая формы расстройства, как правило, сопровождаются рядом сложных психопатологических состояний.

Олигофрения – состояние статичное, со временем не подвергающееся прогрессу или регрессу. Однако легкая форма характеризуется сглаживанием клинических признаков во взрослом возрасте вследствие приобретенного жизненного опыта и занятия человеком своей ниши в социуме.

Классификация умственной отсталости

Умственную отсталость, или малоумие, классифицируют по тяжести и формам клинических признаков, проявляющихся при данном расстройстве. Одна из традиционных классификаций включает в себя следующие виды умственной отсталости:

  • Дебильность – легкая умственная отсталость, характеризующаяся наличием сглаженных клинических признаков олигофрении, тем самым обуславливая некоторые сложности в постановке диагноза;
  • Имбецильность – умеренная умственная отсталость;
  • Идиотия – тяжелая форма умственной отсталости, сочетающая в себе, помимо облигатных признаков практически нулевого интеллекта, симптоматику сложных психопатологических состояний.

Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) предусматривает отдельную классификацию умственной отсталости, основанную на проверке уровня интеллекта тестом Айзека (IQ) и различает, в зависимости от результатов теста, легкую, умеренную, тяжелую и глубокую форму олигофрении. В России такой подход используется в крайне редких случаях с целью определения уровня дебильности. Для более тяжелых форм использование теста IQ нецелесообразно. Для постановки диагноза на умственную отсталость и ее качество, в нашей стране приняты методы Векслера и различные вербальные и не вербальные шкалы, которые с определенной точностью позволяют определить уровень интеллекта у испытуемого.

Серьезный вклад в педагогические направления работы с умственно-отсталыми детьми принадлежит М. С. Певзнер, которая, в 1979 году, предложила свою разновидность классификаций олигофрении исходя из этиологических и патогенетических особенностей заболевания:

  • Неосложненная форма олигофрении;
  • Умственная отсталость на фоне нарушений нейродинамических процессов, направленных в сторону возбуждения либо торможения;
  • Умственная отсталость на фоне дисфункций анализаторов – слуховых. Зрительных, тактильных;
  • Умственная отсталость, сочетающаяся с психопатологическими проявлениями поведения пациента;
  • Умственная отсталость на фоне выраженной лобной недостаточности.

Дебильность

Данный термин в современной психиатрии используется все реже, его рекомендуют заменять на – «легкую умственную отсталость». Как все виды умственной отсталости, легкая форма зависит от биологических характеристик головного мозга, заложенных при рождении.

Данная форма расстройства диагностируется только с применением специализированных тестов по определению уровня интеллекта, так как клиническая картина выражена довольно слабо. Особенно сильно симптоматика проявляется в детском возрасте, дети при этом расстройстве сохраняют механическую память и эмоционально-волевую сферу. Получение новых знаний и закрепление полученных проходит очень тяжело с выпадением больших объемов, которые приходится заучивать вновь и вновь.

Способность к абстрактному мышлению практически отсутствует, однако хорошо развит описательный тип мыслительных процессов.

Детям крайне сложно связать между собой логические нити двух разных объектов, понятие «время» и «пространство» недоступно для понимания.

Вербальные проявление демонстрируют весьма скудный лексикон, узкие формы и малословие. Пересказ или заучивание наизусть чревато очень большими физическими затратами, а учитывая недостаточную функциональность постоянной памяти – выученное быстро исчезает из нее.

Нередко при дебильности проявляются определенные одаренности в той, или иной области – ребенок может с успехом проводить сложные математические вычисления или достаточно красиво рисовать. Эмоциональное проявление жестко привязано к конкретной ситуации, действия, как правило, не располагают к долгому достижению цели, в рассуждениях преобладает негативизм.

В англоязычных странах, термин «дебил» аналогичен по смыслу понятию «moron», который довольно долго время использовался в английской и американской психологии, обозначая примерно ту же картину, которая свойственна для дебильности или – мягкой интеллектуальной инвалидности. Именно так в США называют легкую форму умственной отсталости.

На сегодняшний день «морон» постепенно выходит из психиатрической американской номенклатуры, как и «дебил» из российской, поскольку эти термины приобрели оскорбительный характер в виде частого использования в быту.

Имбецильность

Данный термин применяют к умеренной умственной отсталости, которая занимает промежуточное значение между легкой и тяжелой формами олигофрении.

Стадия имбецильности характеризуется пониманием пациентами окружающей действительности, в их разговорной речи присутствуют логически правильные подобранные слова, отражающие поверхностную суть их требований на фоне очень бедного запаса слов и коротких – из двух-трех слов, предложений. Ярко просматриваются неразвитая воля, эмоциональная скудность, невозможность к сосредоточению и получению новых знаний. Собственно, о последнем пункте не может быть и речи, как правило, действия имбецилов ограничиваются приобретенными рефлексами.

При определенном уровне стараний, пациентов возможно обучить общим навыкам чтения, письма и счета. Для математических исчислений возможно использование первого десятка и элементарных арифметических операций.

Реакция на похвалу или порицание выражены логически правильно, эмоции выражены ярче, чем при последней стадии олигофрении. Также хорошо просматривается привязанность к близким или тем людям, которые за ними хорошо ухаживают или дарят иные положительные эмоции. Такие проявления характера, как инициативность, адаптация, социальность имбецилам не знакомы.

Пациентам, страдающим данной формой олигофрении, присваивается государственная поддержка в виде выплат пенсий и льготного обслуживания.

Идиотия

Идиотия относится к самой тяжелой форме олигофрении и выражается полным отсутствием понимания и осознания окружающей обстановки и выраженности логически корректных эмоций.

Идиотия, в преобладающем большинстве случаев, сопровождается серьезными моторными, физиологическими и психопатологическими дисфункциями. Пациенты, как правило, передвигаются с трудом, имеют анатомические проблемы внутренних органов. Осмысленная деятельность недоступна. Вербальные проявления бессвязны, практически не содержат слов – их заменяют высокие вокальные ноты отдельных слогов или звуков. Пациентам не свойственно отличать окружающих их людей, они не реагируют на смысловую нагрузку обращений, ограничивая свою ответную реакцию мимическими проявления и криками.

Эмоциональное удовлетворение ограничено лишь получением примитивного удовольствия от принятия пищи, высвобождения кишечника, а также – патологических зависимостей в виде мастурбации, сосания пальцев или жевания несъедобных предметов.

Пациентам обязательно необходимо присутствие ухаживающих людей, поэтому они всегда находятся на содержании государства в специальных интернатах на протяжении всей своей жизни.

Источник: http://onevroze.ru/osnovnye-stepeni-umstvennoj-otstalosti-po-mezhdunarodnoj-klassifikacii.html

Психологический центр Ларских

раннее детство умственная отсталость

. Умственная отсталость

Умственная отсталость, олигофрения — врожденное или приобретенное в первые годы жизни недоразвитие психических функций. Олигофрении относятся к наиболее распространенным формам психической патологии в детском возрасте и составляют от 0,2 до 0,89% больных в популяции. Следует отметить, что термин олигофрения не является общепринятым. В частности, в современной классификации психических расстройств, рубрика, соответствующая олигофрении называется умственной отсталостью и основным диагностическим критерием является показатель IQ .

В основу диагностики умственной отсталости положен клинико-психопатологический подход. Выделяют следующие диагностические критерии:

нарушение функций, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей;

своеобразная структура слабоумия с преобладанием слабости абстрактного мышления и меньшей выраженностью поражения предпосылок интеллекта и эмоциональной сферы;

непрогредиентность интеллектуальной недостаточности и замедленный темп психического развития.

Вспомогательное значение имеет критерий нарушения социальной адаптации в детском возрасте, в частности критерий невозможности усвоения программы общеобразовательной школы. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может совсем не иметь явного характера.

В МКБ-10 умственная отсталость (олигофрения) отнесена в рубрику F 7 и включает следующие расстройства:

F 70 Легкая умственная отсталость

F 71 Умеренная умственная отсталость

F 72 Тяжелая умственная отсталость

F 73 Глубокая умственная отсталость

F 78 Другая умственная отсталость

F 79 Неуточненная умственная отсталость

F 7х.0 минимальные поведенческие нарушения или отсутствие их

F 7х.1 значительные поведенческие нарушения, требующие внимания или лечебных мер

F 7х.8 другие поведенческие нарушения

F 7х.9 поведенческие нарушения не определены

Этиология олигофрений многообразна. Большая часть олигофрений возникает в результате поражения ЦНС на ранних этапах развития, обычно до 3 лет. За редким исключением специфические этиологические факторы остаются неизвестными, в связи, с чем такие формы олигофрений называют недифференцированными (идиопатическими), они составляют до 65% всех случаев. К дифференцированным относятся расстройства с уточненной этиологией.

Все клинические формы умственного недоразвития Г.Е. Сухарева делит на три группы в зависимости от времени воздействия этиологического фактора.

1. Умственная отсталость эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей): болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы олигофрений, клинические формы, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи.

2. Эмбрио — и фетопатии: умственная отсталость обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности, другими вирусами, умственная отсталость вызванная токсоплазмозом, листериозом, на почве врожденного сифилиса, клинические формы умственной отсталости, обусловленнные гормональными нарушениями матери и токсическими факторами и др.

3. Умственное недоразвитие, возникающее в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве: умственная отсталость связанная с родовой травмой и асфиксией в родах, вызванная черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде, обусловленная перенесенным энцефалитом или менингоэнцефалитом.

4. Наряду с этими группами, выделяют атипичные формы олигофрении, связанные с гидроцефалией, локальными дефектами развития головного мозга, эндокринными нарушениями и пр.

Внутри каждой из названных групп, проводится дальнейшая дифференциация по виду дополнительных этиологических факторов и особенностям клинической картины. Так, выделяют формы умственной отсталости в результате хромосомных аберраций (болезнь Дауна, с-м Клейнфельтера, с-м Шершевского-Тернера и др.);

Наследственные формы: метаболические (фенилкетонурия, галктоземия и др.), гаргоилизм, синдром Марфана, синдром Лоуренса и др.;

Смешанные по этиологии (экзогенно-эндогенные формы): краниостеноз, микроцефалия, кретинизм.

Экзогенно обусловленные формы: рубеолярная, связанная с листериозом, при врожденном сифилисе, токсоплазмозе и др.

Формы с пре- и постнатальным повреждением головного мозга: умственная отсталость связанная с гемолитеческой болезнью новорожденных, асфиксией при рождении и механической родовой травмой, в связи с гидроцефалией и д.р..

Все этиологические факторы разделяются на:

Экзогенные (органические и социально-средовые).

Социальная депривация также является этиологическим фактором умственной отсталости.

Часто этиологические факторы выступают в сложном взаимодействии.

Клиника олигофрений: Ядерные симптомы – равномерный и диффузный характер поражения, и поражению подвергаются наиболее молодые, интенсивно развивающиеся структуры мозга, которые еще не закончили своего формирования к моменту воздействия патогенетического агента. Это проявляется тотальным характером недоразвития при олигофрении и касается не только интеллектуальной, но и психической деятельности в целом.

Условные разграничения по степени тяжести расстройства интеллекта опираются на градации достигаемого больными уровня социального приспособления.

Уровень когнитивных способностей

В зависимости от культуральных норм исследователи должны сами решать как лучше определять Коэффициент Интеллектуальности (КИ) или Возраст Умственного развития в соответствии с нижеприведенными группами:

Для определения степени сопутствующих нарушений поведения может использоваться четвертый знак:

F 7х.0 Нарушения поведения отсутствуют или минимальны

F 7х.1 Значительные нарушения поведения, требующие внимания или терапии

F 7х.8 Другие нарушения поведения

F 7х.9 Сведения о нарушении поведения отсутствуют

F 70 Легкая умственная отсталость (дебильность)

Люди с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но большинство из них приобретают способности использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе. Большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой (прием пищи, умывание, одевание, контроль за функцией кишечника и мочевого пузыря) и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости и у многих особенными проблемами являются чтение и письмо. Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначенное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей. В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифицированный ручной труд. В социо-культуральных условиях, не требующих продуктивности в отвлеченно-теоретической сфере, некоторая степень легкой умственной отсталости сама по себе может и не представлять проблемы. Тем не менее, если наряду с этим отмечается заметная эмоциональная и социальная незрелость. то проявятся и последствия ограничения социальной роли, например, неспособность справляться с требованиями, связанными с брачной жизнью или воспитанием детей или затруднения в адаптации к культуральным традициям и нормам. При использовании надлежащих стандартизованных тестов по определению коэффициента умственного развития на легкую умственную отсталость указывают показатели в диапазоне 50-69.

F 71 Умеренная умственная отсталость (имбецильность)

У лиц этой категории медленно развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Отстает и развитие навыков самообслуживания и моторики, некоторые пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков; такие программы соответствуют замедленному характеру обучения с небольшим объемом усваиваемого материала. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора. Совершенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях.

Коэффициент умственного развития обычно находится в диапазоне от 35 до 49

По клинической картине, наличию органической этиологии и сопутствующих расстройств эта категория во многом сходна с категорией умеренной умственной отсталости. Нижние уровни функционирования, отмеченные в F 71, наиболее характерны и для этой группы пациентов. У большинства больных здесь наблюдается выраженная степень моторного нарушения или другие сопутствующие дефекты, указывающие на наличие клинически значимого повреждения или аномального развития центральной нервной системы.

Коэффициент умственного развития обычно находится в пределах от 20 до 34.

F 73 Глубокая умственная отсталость (идиотия).

У больных этой рубрики коэффициент умственного развития ниже 20, что означает, что пациенты весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала и с ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации. Психическая жизнь ограничивается безусловными рефлексами, вторая сигнальная система почти не развивается. Идиот не осмысляет окружающего, не дифференцирует близких, он может продуцировать лишь однообразные движения и нечленораздельные звуки. Эмоциональная жизнь находится в зачаточном состоянии, эмоции проявляются в злобных реакциях и крике при неприятных раздражителях. Они неспособны или малоспособны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре. Понимание и использование речи ограничивается в лучшем случае выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. Могут приобретаться наиболее базисные и простые зрительно-пространственные навыки и при адекватном надзоре и руководстве ‘больные могут принимать участие в домашних и практических делах. В большинстве случаев устанавливается органическая этиология.

Наиболее четко дифференцированными формами олигофрений являются следующие.

Фенилпировиноградная олигофрения (б-нь Фёллинга, фенилкетонурия). распространенность носителя гена в популяции 1:50, заболевают 1:10000 новорожденных.

В основе этого заболевания врожденная аномалия обмена веществ- нарушение окисления фенилаланина вследствие отсутствия фермента фенилаланингидроксидазы. Фенилаланин не превращается в тирозин, накапливается фенилпировиноградная кислота, которая выделяется с мочой и её можно обнаружить с помощью пробы Фёллинга (реакция с 10% раствором хлористого железа). Эта форма сопровождается глубокой степенью психического недоразвития, чаще в виде идиотии или имбецильности. На фоне вялости бывают вспышки раздражительности, гнева, явления эхолалии и эхопраксии. Имеет место мышечная гипертензия, иногда судорожные припадки, гиперкинезы. Вследствие недостаточности меланина у больных, как правило, светлые волосы и глаза, тонкая белая кожа. Следует отметить, что ранняя диагностика и строгая диета (резкое ограничение натурального белка и замена его гидролизатом казеина, серосодержащими аминокислотами) обеспечивают нормальное развитие детей.

Болезнь Дауна- относится к хромосомным заболеваниям и является следствием трисомии 21 хромосомы. Нейрохимические и гистологические изменения сходны с таковыми при болезни Альцгеймера. Больные имеют характерный внешний вид: маленький рост, общая гипотония, уменьшенный в размерах плоский череп, скошенный затылок, выступающие скуловые дуги, раскосые глаза с эпикантусом, уплощенная переносица, готическое небо, толстый большой язык. Грудная клетка воронкообразная, конечности короткие, ладони толстые с единой поперечной бороздой, пальцы укорочены, мизинец искривлен внутрь. В половине случаев отмечаются врожденные пороки сердца, гипоплазия половых органов, эндокринные нарушения. Больные обычно не доживают до 40 лет в связи с врожденными соматическими аномалиями.

К олигофрениям, обусловленным хромосмной аберрацией, относятся также синдром Клайнфельтера ( наблюдается у мужчин и характеризуется умственной отсталостью, атрофией семенных канатиков, чрезмерно длинными конечностями) и Шершевского- Тернера (встречается у женщин, характеризуется умственной отсталостью, бесплодием, низким ростом, дисплатичным туловищем с короткой шеей).

Рубеолярная эмбриопатия — развивается вследствие заболевания краснухой в первые 2-3 месяца беременности. Наряду с глубоким слабоумием при этой форме олигофрении может быть порок сердца, глухота, врожденная катаракта, возможны и др. поражения глаз.

Для внутриутробного поражения токсоплазмой Гондии характерны поражения глаз и кальцификаты- очаги обызествления в головном мозге. Диагноз ставится на основании триады СЕБИНА -гидроцефалия, хориоретинит и кальцификаты в мозге.

Олигофрения может развиваться на почве врожденного сифилиса, различные признаки которого служат основанием для диагноза. Как правило наблюдаются симптомы поражения центральной нервной системы: параличи, парезы, расстройство чувствительности. Характерны седловидный нос, гетчинсоновские зубы, саблевидные голени, кератит. Тепень слабоумия бывает различной – от легкой и умеренной до глубокой идиотии..

К олигофрениям нередко ведут эндокринопатии. Наиболее часто встречается кретинизм- заболевание, развивающееся в результате недоразвития или отсутствия щитовидной железы. Признаками болезни являются: карликовый рост, круглая, уплощенная в переднезаднем размере голова, отечное тестообразное лицо, полуоткрытый рот, толстый язык.

В профилактике олигофрений важное место занимает медико-генетическое консультирование для выявления наследственных форм. В этом плане также важна борьба с инфекциями, родовым травматизмом, охрана здоровья беременной женщины.

Лечебное воздействие при олигофрении должно проводиться в двух направлениях: медико-педагогические меры, медикаментозная и диетотерапия. Ведущими бесспорно являются медико-педагогические мероприятия. Медикаментозное воздействие делят на специфическое лечение, применяемое при определенных формах олигофрении, и общие мероприятия. Последние направлены на улучшение общего состояния: повышения тонуса, активности, а при необходимости — на снятие психических расстройств. Для лечения олигофрений широко используются ноотропные препараты.

Оставить комментарий

г. Воронеж ул. Васильковая д. 6 -88-93

Все права защищены. 2012. Психологический центр Ларских

Источник: http://larskih.ru/2013/11/15/rannee-detstvo-umstvennaya-otstalost/

Умственная отсталость: классификация

Олигофрения характеризуется различной глубиной психического недоразвития, в связи с этим она подразделяется по степени умственной отсталости на дебильность (легкая степень нарушения интеллекта), имбецильность (средняя степень) и идиотию. В типических случаях эти клинические варианты определяются без труда, но граница между легкой степенью идиотии и глубокой имбецильностью, так же как между выраженной дебильностью и нерезкими проявлениями имбецильности являются в известной степени условными.

Дебильность (умственная отсталость легкой степени)

(от лат. debilis — немощный, слабый) это умственная отсталость легкой степени которая характеризуется наименьшей степенью психического недоразвития. Главной особенностью олигофренов с явлениями дебильности является утрата способности к выработке сложных понятий. Это нарушает возможность сложных обобщений, препятствует формированию абстрактного мышления. У больных преобладает конкретно упрощенное мышление, вследствие чего им трудно понять всю ситуацию целиком, улавливается лишь внешняя сторона событий, внутренняя их суть оказывается недоступной для понимания. Конечно, все это затрудняет приспособление в социальной среде, тормозит рост личности, прежде всего творческое начало, умение предвидеть ход событий, принимать оперативные прогностические решения. В зависимости от степени самой дебильности (легкая, средняя, тяжелая) неспособность к выработке понятий, оценке ситуации и к ее прогнозированию выражена то более очевидно и резко, то лишь намечена. Все же нарушение абстрактного мышления у дебилов является постоянным симптомом. В силу того, что механическая память при этом не страдает, дебилы могут учиться в школе, хотя усвоение материала затруднено, требует длительного времени. Естественно, что наиболее трудными для усвоения предметами являются математика, физика. Поскольку собственный творческий потенциал у дебилов отсутствует, они стараются перенимать то, что слышат от других, — их взгляды, выражения, используют известные им шаблоны в речи, с достаточной косностью придерживаются одной какой-то позиции. У некоторых из них можно отметить даже склонность поучать окружающих, рассуждать о том, чего они сами точно не понимают («салонные дебилы»). Наряду с отсутствием способности к тонкому анализу ситуации, обобщению фактов при легкой степени дебильности эти лица могут хорошо ориентироваться в обычной конкретной ситуации, обнаруживают хорошую практическую осведомленность, в некоторых случаях хитрость и изворотливость. Э. Крепелин говорил, что «их умение больше, чем знание». При достаточно очевидной задержке психического развития дебилов, у некоторых из них могут быть даже признаки частичной одаренности (абсолютный музыкальный слух, умение рисовать, запоминать механически обширную информацию и др.).

Наряду с нарушением абстрактного мышления облигатным симптомом у дебилов служит внушаемость, доверчивость, они легко попадают под чужое влияние. Последнее свойство таит в себе опасность того, что они могут стать орудием в руках других людей, морально и нравственно нечистоплотных, злоумышленников. Примитивные влечения часто получают у них характер расторможенности (обнаженная сексуальность, влечение к поджогам и т.д.).

Основные личностные свойства дебилов, так же как и имбецилов, могут определять их характер или как добродушно-ласковый, приветливый, или, напротив, как агрессивный с упрямством, злобностью, недоверчивостью. Моторика может быть также различной, у одних поведение становится возбудимым, для других характерна вялость, малоподвижность.

Имбецильность

(от лат. imbecillus — слабый, незначительный) — средняя степень выраженности задержки (ретардации) психического развития, при которой больные могут образовывать представления, но формирование понятия для них невозможно. Способность к абстрактному мышлению утрачена, так же как и к обобщению, но имбецилы могут приобретать навыки самообслуживания (сами одеваются, едят, следят за собой). Они приучаются и к простому труду, вырабатывая эти навыки путем тренировки (могут помогать в уборке помещения, изготовлять бумажные пакеты).

Запас слов у них ограничен, они могут понимать только простую речь. Речь самих имбецилов косноязычна, это стандартные фразы, состоящие, как правило, из подлежащего и сказуемого, иногда с включением прилагательных.

Адаптация имбецилов возможна лишь в стандартной, хорошо знакомой обстановке. Их интересы примитивны. Они очень внушаемы. Имбецилы нередко прожорливы и неряшливы в еде. По поведению выделяют подвижных, активных, непоседливых (эректильных) и вяло-апатичных, равнодушных ко всему, кроме удовлетворения естественных потребностей (торпидных).

Так же, как и дебилы, имбецилы могут иметь или добродушный, или агрессивный характер. Самостоятельная жизнь для них затруднена, они нуждаются в постоянном квалифицированном надзоре. Это осуществляется во вспомогательных школах, в лечебно-трудовых мастерских или в специальных интернатах.

Идиотия

(от греч. idioteia — невежество) — по степени умственной отсталости это наиболее тяжелая степень задержки психического развития. Познавательная деятельность у глубоких идиотов полностью отсутствует. Они не реагируют на окружающее, даже громкий звук и яркий свет не привлекают их внимания, идиоты не узнают даже свою мать, но различают горячее и холодное.

Больные идиотией не приобретают никаких навыков самообслуживания, не могут одеться, не могут пользоваться ложкой и вилкой, их нужно кормить и постоянно за ними ухаживать. У большинства идиотов имеется понижение всех видов чувствительности.

Крайне примитивны эмоциональные реакции идиотов, они не умеют плакать, смеяться, радоваться, чаще проявляют злобность, гневливость.

Двигательные реакции этих больных бедны, невыразительны, примитивны, часто их движения хаотичны, несогласованны, отмечается монотонное однообразное раскачивание всем телом, переминание с ноги на ногу, они часто издают звуки, подобные рычанию, речь полностью отсутствует.

При легкой степени идиотии могут быть замечены элементарные навыки самообслуживания, они способны привязываться к окружающим, ухаживающим за ними.

Г.Е. Сухарева (1965) к числу основных диагностических критериев олигофрении относит своеобразную психопатологическую структуру слабоумия с преобладанием слабости абстрактного мышления при менее выраженных нарушениях предпосылок интеллекта и относительно менее грубом недоразвитии эмоциональной сферы, а также непрогредиентный характер интеллектуального дефекта, замедление темпа психического развития при необратимом характере расстройства.

Динамика олигофрений определяется наличием эволюционных изменений (эволютивная динамика) и декомпенсаций, причиной которых служат дополнительные неблагоприятные внешние факторы.

Эволютивная динамика при олигофрении оценивается как положительная. По мере взросления пациенты постепенно накапливают несколько больший запас навыков, умений, каких-то элементарных знаний, что с возрастом может несколько улучшить адаптацию (например, при нерезко выраженной дебильности) с некоторым сглаживанием психической дефицитарности в отдельных случаях.

Отрицательная динамика выражается в декомпенсации, наиболее тяжелой формой ее бывают психозы, возникающие, правда, довольно редко. Симптоматика при этом крайне разнообразна, она может напоминать проявления шизофрении с бредовыми, кататоническими симптомами, или характеризуется аффективными расстройствами. Клиническая картина психозов характеризуется рудиментарностью, фрагментарностью продуктивной симптоматики. Вероятность возникновения психозов возрастает в период пубертатного криза вследствие гормональной перестройки. Появлению психоза часто предшествуют мучительные головные боли, нарушения сна, резкая утомляемость, истощаемость, раздражительность. Психотические эпизоды в отличие от шизофрении непродолжительны (одна-две недели). С течением времени их продолжительность, как правило, уменьшается.

При всех вариантах олигофрении постоянно определяются различные физические и неврологические стигмы заболевания.

Частыми симптомами являются различные пороки развития черепа — микроцефалия (уменьшенная в размерах голова), макроцефалия, в особенности гидроцефалия (мозговая часть черепа резко преобладает над лицевой). Наблюдаются также скафоцефалия (ладьевидный череп), долихоцефалия (удлинение черепа в переднезаднем отделе), брахицефалия (укорочение размеров черепа), ягодичный череп, тригоноцефалия (треугольный череп).

Таковы же и отклонения от правильного строения лица. Например, часто наблюдается прогнатизм (заметное выстояние вперед нижней челюсти), сморщенные ушные раковины оттопыренные ушные раковины. «Дегенеративное» ухо часто называют также «морелевским ухом» (Б. Морель, 1857).

Аномалии глаз выражаются в виде резкой асимметрии глазниц, слишком далеком или слишком близком положении глазниц, иногда наблюдается эпикантус (кожная складка с внутренней стороны глазницы), неправильности формы зрачка, дефекты радужной оболочки, неодинаковая окраска обоих глаз.

Такие аномалии развития, как расщепление мягкого и твердого нёба (волчья пасть), заячья губа, являются довольно частыми соматическими дефектами, так же как и аномалии зубов (микродонтия, макродонтия).

Неврологические стигмы олигофрении различны — нарушения ликвородинамики, парезы и параличи черепных нервов (птоз, нистагм, косоглазие, поражение слуха и зрения), судорожные явления, нарушения чувствительности, патологические рефлексы, арефлексия.

При исследовании мозга олигофренов обнаруживают несоразмерности в развитии различных его отделов, иногда отсутствие извилин (агирия) или их укорочение, отсутствие мозолистого тела, изменения со стороны глии, извращение архитектоники коры.

Тэги: умственная отсталость, классификация, степени умственной отсталости, умственная отсталость легкой степени

Похожие материалы:

Как проявляется деменция у мужчин, женщин и детей

Сегодня человек сталкивается со множеством неприятностей, в том числе и с тяжелыми заболеваниями, которые делают людей бессильными. Большинство людей.

Методы борьбы с нервным тиком

С нервным типом сталкивался практически каждый человек на Земле. Далеко не каждый уделял этой проблеме должное внимание. Если тик.

Виды и причины афазий

Афазия поражает левое полушарие мозга, отвечающее за речевой и двигательный аппарат. При этом сохраняются интеллектуальные способности, но проблемы с.

Кто такой перфекционист

Перфекционистами называют людей, которые внутренне убеждены в существовании некоего идеального результата. Причем этот результат должен быть максимально лучше других.

Воспитание детей

Воспитание детей является неотъемлемой функцией, обеспечивающей развитие и прогресс человеческого общества. За всю историю было много людей и теорий.

Шизотипическое расстройство личности: симптомы психопатоподобной шизофрении

Человек, который выделяется среди его членов эксцентричным, странным поведением, особым способом мышления, обычно не остается без внимания общества. В.

Самые известные тяжелые психологические расстройства

Большая часть психологических заболеваний, частота появлений которых в последнее время существенно выросла, относится к обширной категории тяжелых психических расстройств.

Алкотестер – на страже безопасности дорожного движения

Аварии на дорогах из-за нетрезвого водителя — увы не редкость, эта же частая причина производственных травм и многих других.

Как выбрать психолога

Совсем недавно о профессии психолога мы узнавали из западного кино, где почти у каждого героя был собственный психолог или.

Отклонения в психике у ребенка

Понятие психического расстройства трудно связать с детским возрастом. Еще сложнее самостоятельно определить наличие психического отклонения. Знаний взрослых, окружающих ребенка.

Источник: http://www.psyportal.net/252/klassifikatsiya-oligofrenii/

Амасьянц Р. А., Амасьянц Э. А. А61 Интеллектуальные нарушения. Учебное пособие

Глава 8. ВРОЖДЕННОЕ СЛАБОУМИЕ. УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (ОЛИГОФРЕНИЯ)

8.1. Клиническая картина умственной отсталости

8.2. Клиническая характеристика различных степеней умственной отсталости

8.3. Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность)

снижения аналитической способности;

ухудшения памяти, внимания;

речевых нарушений (задержка приобретения речевых навыков, бедность речи, маловыразительность, заикание, неправильность произношений и др.);

2) разноплановостью эмоциональных расстройств;

8.4. Умственная отсталость умеренная (не резко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения)

четкой видимостью интеллектуальных нарушений в виде выраженной конкретности мышления, его ситуационным характером, неполной способностью к образованию отвлеченных понятий;

недостаточно развитой речью с аграмматизмами и косноязычием, причем одни больные принимают участие в простых беседах, а другие обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих потребностях, а в некоторых случаях пациенты никогда не овладевают использованием речи, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи;

не резко выраженной моторной недостаточностью (способны самостоятельно ходить без посторонней помощи);

эмоциональным оскудением (эмоциональная бедность иногда сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы);

разбросанностью неврологических симптомов (парезы, нарушения чувствительности, поражение отдельных черепно-мозговых нервов);

замедленным темпом психического развития;

общими расстройствами развития, иногда аутизмом, эпилепсией;

отставанием развития навыков самообслуживания (некоторые больные нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни), вместе с тем отдельным больным доступны не только навыки самообслуживания, но и трудовые навыки.

Особо хочется обратить внимание на ограниченность школьных успехов, но часть пациентов все же осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета, а также для простой практической работы при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного наблюдения.

8.5. Умственная отсталость тяжелая (резко выраженная имбецильность, тяжелая олигофрения)

выраженные интеллектуальные нарушения, что сказывается главным образом в неполноценности представлений о числах, времени и пространстве; интеллекту таких больных недоступно понимание причинно-следственных отношений, отвлеченных представлений, ценностей;

речевые нарушения (больные располагают скудным запасом слов и понятий).

Необходимо помнить, что постоянное медицинское наблюдение, специальное обучение и коррекционная работа зачастую приводят к положительной динамике в виде возможного ограниченного речевого и невербального общения.

8.6. Умственная отсталость глубокая (идиотия, глубокая олигофрения)

многочисленными физическими дефектами (заячья губа, волчья пасть, неправильный рост зубов и др.);

выраженной неврологической симптоматикой (параличи, парезы конечностей, нарушение различных видов чувствительности, поражение черепно-мозговых нервов, выпадение корковых центров различных анализаторных систем);

проявлениями простейших рефлекторных актов (например, чувство голода вызывает у них злобные крики, аутоагрессию, при этом они могут хватать ртом все, что находится в поле их зрения).

Таким образом, основными признаками умственной отсталости при любой степени тяжести являются нарушения интеллекта и снижение социальной адаптации на фоне различных неврологических и психических проявлений, а также физических дефектов развития. Особо важным является тот факт, что систематическое медицинское наблюдение, специальное обучение и повседневная коррекционная работа с такими детьми, независимо от тяжести заболевания, приводят к тем или иным признакам положительной динамики, в связи с чем разработка новых методов лечения и коррекции умственной отсталости является одной из актуальных проблем современной медицины и коррекционной педагогики.

Похожие:

Типовые тесовые задания по ортопедической стоматологии: учебное пособие в двух частях /Сост к м н.

Типовые тесовые задания по ортопедической стоматологии: учебное пособие в двух частях / Сост к м.

Типовые тесовые задания по ортопедической стоматологии: учебное пособие в двух частях / Сост к м.

Источник: http://medznate.ru/docs/index-40439.html?page=10

Характеристика и классификация умственной отсталости

Про детей, которые страдают слабоумием, нельзя сказать, что они запаздывают в развитии, или что у них ум ребенка младшего возраста, так как их психика развивается не так, как у большинства детей. Когнитивные процессы развиваются медленно и нетипично. У таких детей есть свой порог развития, преодолеть который они не могут.

Что такое умственная недостаточность?

Под умственной отсталостью понимается остановка интеллектуального, эмоционального и речевого развития из-за аномалии головного мозга. Виды умственной отсталости: олигофрения и деменция.

Термин «олигофрения» предполагает тотальный психический дефект, который врожденный или приобретенный до трехлетнего возраста. Так, здоровый физически человек с олигофренией находится по уровню умственного развития значительно ниже, чем его сверстники.

Термин «деменция» указывает на снижение интеллектуального коэффициента, то есть на приобретенное слабоумие. Деменция может возникнуть на фоне старческого заболевания или при алкоголизме. В отличие от олигофренов у больных с деменцией отмечается разнообразие эмоциональных реакций, относительно богатый словарь, способность к абстрактному мышлению, проявляются полученные ранее знания. Деменция возникает в ответ на поражение развитого мозга. Если у ребенка сформировалась речь, и он начал проявлять признаки умственной недостаточности, то это деменция, а не олигофрения.

Умственную отсталость нужно отличать и от шизофрении. При шизофрении недоразвитие интеллекта частично, в клинике присутствуют аутизм, кататония, патологическое фантазирование.

Почему возникает умственная отсталость?

Умственная отсталость является следствием перенесенного заболевания и не характеризуется регрессом. Умственная недостаточность может проявиться в результате:

  • генетической аномалии (отличие числа хромосом или наличие генов, мутация которых вызывала слабоумие);
  • поражения ЦНС нейротоксичными веществами в период онтогенеза (излучение, медикаменты, сифилис);
  • глубокой недоношенности, травмы при рождении, асфиксии;
  • травмы черепа или гипоксии;
  • педагогической запущенности в раннем возрасте.

Степени умственной недостаточности у детей-олигофренов

Умственная отсталость классифицируется по степени тяжести, времени возникновения, локализации поражения.

Изучив методы Елены Малышевой в улучшении мозгового кровобращения, координации, восстановлении памяти, а также для лечения ВСД, депрессии, бессонницы снятия постоянных головных болей и спазмов — мы решили предложить его и вашему вниманию .

По степени умственной отсталости олигофрения подразделяется на:

  • дебильность (слабоумие слабо выражено);
  • имбецильность (слабоумие средней степени);
  • идиотию (крайняя степень слабоумия).

Дебильность. Легкая и часто встречающаяся степень умственной отсталости. Коэффициент интеллекта колеблется в пределахусловных единиц. Дети с дебильностью обучаются в специализированных коррекционных школах.

Если отсутствуют отягчающие нарушения психики, а учебные мероприятия проводятся с раннего возраста, то дети с данной степенью отсталости могут жить обычной жизнью. Их можно обучить несложной профессии, что поможет адаптироваться в социуме и быть самостоятельными. Они могут трудиться на производстве или в сфере обслуживания, но внести некие усовершенствования, чтоб облегчить себе работу они не могут.

Большинство детей с дебильностью подвержены внушениям, попадая под плохое влияние, они способны нарушить закон. Отсталые признаются вменяемыми, так как способны предвидеть последствия своих действий и руководить ими.

Имбецильность с латинского переводится как незначительный. Интеллектуальный коэффициент 20-49. У людей с имбецильностью заметны недостатки психофизического развития, проявляются и внешние признаки, например, аномалии строения костей или черепа. Наблюдаются значительные расстройства когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, это ведет к неспособности учиться в коррекционных школах.

Единственный тип мышления, на который способны эти люди, это наглядно-практический (посмотреть и повторить). Словарный запас небольшой и ограничен теми предметами, которыми они окружены. Большинство имеют дефекты произношения.

Дети-имбецилы находятся в домах-интернатах. При умеренной степени умственной отсталости при помощи специально созданных программ, дети способны овладеть некоторым объемом знаний и умений. Детей-имбецилов учат основам письма, арифметики, чтения. Их можно научить читать по буквам или по слогам, написать свою фамилию, имя и адрес, вычитать и суммировать до 20, но они не способны умножать или делить. Они овладевают элементарными трудовыми навыками.

Людей с имбецильностью в зависимости от преобладающего настроя можно поделить на 2 группы. Одни покладистые и добродушные, чаще находятся в веселом настроении, вторые агрессивные, угрюмые и раздражительные.

В международной классификации болезней среди имбецилов выделяют легкую и выразительную степень слабоумия. При выразительной имбецильности нарушена координация и скорость движений. Они не могут прыгать или бегать, нарушена мелкая моторика, что приводит к затруднению в самообслуживании. Память отличается малым объемом, а при воспроизведении информация подвергается изменению. Мышление является конкретным, они не могут обобщать, думать абстрактно.

Умеренная умственная отсталость или легкая имбецильность коэффициент интеллекта имеет от 35 до 50. Отмечаются нарушения координации, дети не могут выполнять действия требующие точности или произвольной регуляции. Речь их обедненная, без соблюдения грамматики, не используют обобщающих или абстрактных слов. Сложные грамматические конструкции не воспринимают. Способны удерживать внимание несколько минут.

Умеренная умственная отсталость позволяет развить элементарное наглядно-действенное и образное мышление.

Можно научить находить подобные и отличающиеся предметы.

Идиотия (с латинского переводится как невежество) самая тяжелая степень умственной недостаточности, коэффициент интеллекта ниже 20. Проявляются нарушением психофизического развития, патологией эндокринной системы, аномалии строения скелета. Заметно расстройство походки и стояния, неразвитость моторики, они не имеют пространственного представления.

При выраженной форме слабоумия люди не встают с постели, речь у них несформирована, эмоции возникают только при удовольствии или неудовольствии и выражаются криком. Они не понимают происходящего, не могут выработать навыки самообслуживания. У таких людей может часто возникать сексуальное возбуждение, которое они снимают при помощи онанизма.

При более легкой форме слабоумия люди могут произносить некоторые слова или словосочетания. Человек воспринимает раздражители, но не способен задерживать внимание. В случае неудовольствия могут проявлять агрессию и аутоагрессию. Вместе с глубокой интеллектуальной недостаточностью может проявляться феноменальная механическая память, способность к музыке или рисованию. Дети с идиотией нуждаются в постоянном внимании и уходе, поэтому они направляются в специальные социальные учреждения.

На сегодняшний день врачи чаще используют классификацию из МКБ-10, в которой выделены следующие стадии олигофрении:

  • легкая (дебильность, IQ 50-69);
  • умеренная (легкая имбецильность, IQ 35-49);
  • тяжелая (выраженная имбецильность, IQ 20-34);
  • глубокая (идиотия, IQ ниже 20).

Степень олигофрении оценивается количественно – стандартные психологические тесты показывают коэффициент интеллекта. Он определяется при помощи шкалы Векслера. Тест состоит из двух частей. В одной части 6 заданий и вопросов для измерения вербального интеллекта, во второй 5 заданий для оценки невербального.

В вербальном субтесте задания, которые требуют общей осведомленности и понятливости, способности обнаруживать сходства или продолжать цифровые ряды. В невербальном тесте нужно найти недостающие детали в изображении, определить последовательность кадров, сложить фигуру.

Классификация врожденного слабоумия по Певзнер

Для определения степени умственной отсталости в отечественной педагогике и медицине может быть использована классификация М. С. Певзнер. Она делит олигофрению в зависимости ее проявления и этиологии. Певзнер выделила 5 форм:

  • неосложненную;
  • олигофрению с расстройством нейродинамики (возбудимости и торможения);
  • олигофрения с патологией анализатора;
  • олигофрения с психоподобным поведением;
  • олигофрения с лобной недостаточностью.
При неосложненной форме нет выраженных недостатков эмоционально-волевой сферы и сильных нарушений в функционировании анализаторов. Проявляется в результате диффузного мозгового поражения. Дети, как правило, спокойные, послушные, легко адаптируются к коррекционной школе. Дети эмоционально привязаны к родственникам, друзьям, учителям. Сильно отличаются друг от друга по способности к обучению, что связано со степенью недоразвития.

При слабоумии осложненном гидроцефалией нарушены процессы возбуждения и торможения.

Для восстановления памяти наши читатели используют новую методику открытую Еленой Малышевой на основании лекарственных трав и натуральных компонентов — ХэдБустер. Препарат помогает улучшить работу мозга, координацию, избавиться от головных болей, спазмов, страхов и тревог.

Дети легко отвлекаемы, импульсивны, неуравновешенны. Они не могут усидеть на месте, непослушны и не реагируют на замечания.

При олигофрении с психоподобными формами поведения проявляется расстройство эмоционально-волевой сферы. Часто этот вид олигофрении следствие инфекционного заболевания или результат травмы головы. Здесь сочетается психическая недоразвитость с аффективной возбудимостью. Люди проявляют склонность к воровству, чрезмерной сексуальности, прожорливости. Дети бывают опасны во время аффекта, они не могут следовать правилам. В некоторых случаях аффективное состояние купируется медикаментами. Если они становятся неуправляемыми, их переводят на домашнее обучение.

При дисфункции лобных долей мозга появляется расстройство познавательной деятельности. Некоторых можно охарактеризовать как с заторможенностью, вялых, пассивных, а других как расторможенных и импульсивных. Интеллектуальное недоразвитие у них глубокое (до имбицильности), бестактны, возможно антисоциальное проведение, биологические потребности увеличены, нет чувства страха или обиды, стеснения. Речь полна штампов, бессодержательна, многословна, повторяют без осмысления чужие фразы.

При нарушении деятельности анализатора развитие психики замедляется. Среди глухих 10% страдают от умственной неполноценности, следи слепых эта цифра вдвое больше. При слабоумии с дисфункцией отдельных анализаторов отмечается нарушение слуха, зрения, речевого или опорно-двигательного аппарата.

Пограничная умственная недостаточность

К пограничной умственной недостаточности относят легкое слабоумие находящееся на границе нормы и умственного недоразвития. Классификация пограничной умственной недостаточности по В.В. Ковалеву:

  • дизонтогенетическая форма. Недостаточность формируется вследствие задержки или искажения психического развития;
  • энцефалопатическая форма. Расстройство появилось в раннем возрасте после органического поражения мозга;
  • интеллектуальная недостаточность, формируется при аномалии зрительного или слухового анализатора и обусловлено воздействием сенсорной депривации;
  • интеллектуальная недостаточность, проявившаяся на фоне педагогической запущенности и дефицита информации в раннем возрасте (социо-культурная умственная отсталость).

Пограничная умственная отсталость незаметна у детей раннего возраста, а обнаруживается в средней школе, поскольку требуется абстрактное мышление. Коэффициент интеллектабалов. Пограничная умственная отсталость может быть скорректирована до нормы при условии грамотного педагогического и медицинского вмешательства.

Дается ли при олигофрении инвалидность?

Третья группа инвалидности присваивается больным с диагнозом легкая дебильность при умеренных аффективно-волевых нарушениях и с психоподобной формой поведения. При данной форме расстройства человек не всегда способен сдерживать эмоциональные порывы, что сказывается на способности к трудовой деятельности и обучении. Также третья группа дается лицам с умеренной дебильностью, у которых ограничена способность к обучению (1 или 2 степень), к трудовой деятельности и общению.

Вторая группа инвалидности дается людям с умеренной и выраженной дебильностью, у которых аффективно-волевое расстройство, а также лицам с имбецильностью. Присваивается тем, у кого способность к трудовой деятельности, общению и передвижению 2-3 степени ограничения. Такие люди могут трудиться только в специально созданных для них условиях, а общаются при помощи других лиц (близкого).

Первая группа дается людям с резко выраженной имбецильностью у которых наблюдаются двигательные нарушения, а также неврологическая симптоматика, глухота или эпилептические припадки. Также данная группа присваивается лицам с идиотией.

Если установлена умственная отсталость в легкой степени без расстройства эмоционально-волевой сферы, то группа инвалидности не присваивается.

  • У вас проблемы с памятью, повышенная забывчивость.
  • Вы замечаете, что хуже стали воспринимать информацию, появились сложности в обучении.
  • Вас пугает неспособность вспомнить определенные события или людей.
  • Вас беспокоят головные боли, шум в ушах, нарушения координации.

Именно поэтому мы рекомендуем ознакомиться с новой методикой Елены Малышевой , в которой она рассказывает об улучшении работы всех отделов головного мозга и восстановлении памяти. Читать статью.

Почитайте лучше, что говорит Елена Малышева, по этому поводу. Почитайте лучше, что говорит Елена Малышева, по этому поводу. В последнее время у меня начались проблемы с памятью и внимательностью, я постоянно все забывала и была крайне рассеянной и не собранной. Походы к врачам, таблетки не решали мои проблемы. НО благодаря простому рецепту, я стала более собранной, начала запоминать даже незначительные мелочи,головные боли и спазмы ушли, улучшилась координация и зрение. Прошла депрессия. Я чувствую себя здоровой, полной сил и энергии. Теперь мой лечащий врач удивляется как это так. Вот ссылка на статью. Вот ссылка на статью.

Источник: http://oinsulte.ru/kognitivnye/otstalost/stadii-umstvennoj-otstalosti.html